Одной из серьезнейших экологических проблем последних десятилетий, коснувшихся, в том числе, и Псковской области, стали брошенные рыболовные сети. Еще в недавнем прошлом сети изготавливались из натуральных волокон промышленно либо вручную — что могло занимать недели, а то и месяцы труда. Такие сети были дороги владельцу — и в прямом и в переносном смысле слова. Сегодня рынок наводнен синтетическими сетями, преимущественно китайского производства, стоимость которых окупается за один улов. В случае если такая сеть рвется, запутывается или попадает в поле зрения рыбохраны, недобросовестному рыбаку проще ее бросить и купить новую, чем вызволять.
Будучи оставленной в водоеме, такая сеть, разумеется, продолжает выполнять свои функции: в нее попадает, а затем и гибнет рыба. Сеть «собирает» и других водных обитателей — в ней гибнут нырковые утки и другие водоплавающие птицы, раки, водные млекопитающие, она представляют серьезную опасность для судоходства и, особенно, для жизни купающихся. Со временем, такая сеть под действием течений, набранного веса, разрывов неизбежно опускается на дно водоема, покрывая его плотным слоем. По оценкам официально работающих рыбодобывающих компаний, ведущих лов в акватории Псковско-Чудского озера, дно водоема в некоторых местах покрыто буквально сплошным ковром оставленных сетей на многие квадратные километры. Таким образом, появляется дополнительная серьезная проблема: опустившиеся на дно сети блокируют пути миграции и места нереста ценных промысловых рыб. Гниющие в сетях останки резко ухудшают качество воды, еще больше портя водоем. Наконец, еще одним негативным фактором является синтетика, используемая при производстве современных сетей; оставаясь на годы в водоеме, она несет прямую угрозу качеству воды.
По информации «Псковской правды», на одной только эстонской стороне озера власти ежегодно вытаскивают 12-18 тонн! брошенных рыболовных сетей. Нет причин сомневаться, что на российской стороне ситуация, к сожалению, аналогична. Так, «Псковская правда» продолжает: «Псковская рыболовная инспекция за 2019 год задержала сотни нарушителей Правил рыболовства, наложила штрафов на сумму почти 1,5 млн рублей, взыскала исков за нанесение ущерба водным биологическим ресурсам без малого на 1 млн рублей, изъяла более 1200 незаконных орудий лова и полтора десятка транспортных средств».
В настоящее время по всей территории страны региональные и муниципальные власти бьют тревогу. Так, администрация Псковской области старается регулярно объявлять тендеры на очистку озера от сетей в рамках государственной программы «Устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса на 2014-2020 гг.». В целом же, очистка Псковских водоемов от сетей ведется с 2006 года; при этом выловлено более 1000 кубометров! сетей.
1000 кубометров, сравнительный размер
Извлечение потяжелевшей брошенной сети со дня водоема также является серьезной технической задачей. Вопреки распространенному мнению, совершенно недостаточно «проутюжить» акваторию якорем; такое траление чаще всего действует как плуг и просто рвет лежащие на дне сети. Поэтому промысловые компании, заинтересованные в расчистке своих мест лова, чаще применяют ручной, чрезвычайно трудоемкий труд: стоящий на корме человек держит трал в руках, чтобы постоянно чувствовать натяжении троса, медленно и аккуратно, чтобы не сорвалось, подтягивает «добычу» к судну.
Вместе с тем, эти, несомненно важные меры, остаются пока борьбой с симптомами болезни, причина которой — торговля чрезвычайно дешевыми в изготовлении сетями и отсутствие экологической культуры у многих пользователей такого рода товаров. И даже полный запрет на торговлю / экспорт синтетических сетей в масштабах страны сильно облегчит — по крайней мере на первое время — но не исправит ситуацию принципиально. Ведь недобросовестный рыбак сможет и сам сплести такую сеть из обычной лески — прогресс не стоит на месте, и автоматические домашние станки для вязки рыболовной сетки тоже не дорожают.
Пока же речь о полном запрете продаж не идет. В числе мер предлагаются следующие: (1) регистрация продаваемых сетей (сеть «привязывается» к владельцу; такую сеть уже не бросишь, но чрезвычайно возрастает нагрузка на контролирующие органы, которые будут вынуждены проверять условия хранения сетей на местах — не пропала ли — буквально как огнестрельное оружие); (2) существенное повышение штрафов за браконьерство (важная мера, хотя, к сожалению, и не решающая проблему легкого «расставания» нарушителя с его сетью — скорее наоборот — браконьер может стать еще более осторожным); и (3) повышение экологической культуры населения (мера эффективная, но долго внедряемая, являющаяся одной из основных целей проекта российско-эстонского приграничного сотрудничества «Эко-мышление»).