Борщевик Сосновского, как вид растений, был описан в 1944 году советским ботаником Идой Манденовой. Свое название получил в честь другого ботаника — исследователя кавказской флоры Дмитрия Сосновского. Вместе с тем, растения-борщевики были известны с древности. Так, Википедия сообщает следующее:
Молодая зелень некоторых растений этого рода (в основном борщевика сибирского) использовалась для приготовления блюд, которые поэтому также назывались «борщ». Кроме борщевика, в них входили и овощи, а сам борщевик со временем почти перестал употребляться в пищу. С XVIII века «борщ» значит уже суп со свёклой, а растение в литературном языке стало называться «борщевик». Аналогичное название оно имеет и в других славянских языках: укр. борщівник, чеш. bolševník. В некоторых славянских языках, а также в литовском, сохранилось первоначальное словен. bršč, польск. barszcz, в.-луж. baršć, белор. боршч, лит. barštis. В украинском языке слово «борщ» известно с XVIII века.
Этимология слова «борщевик» окончательно неясна. Та же Википедия приводит такие данные:
В русском языке в старину борщевик назывался «борщ» (засвидетельствовано с XVI века). В древности это слово могло означать нечто зазубренное. По одной из версий, такое название было дано растению за форму листьев (в отдалённо родственных языках, например, в нем. Borste — «щетина»). Но ни в одном языке германской группы такая этимология не прослеживается. В немецком, нидерландском и датском борщевик называют «медвежьей лапой» (нем. Bärenklau, нидерл. Berenklauw, дат. bjørneklo).
Изучение борщевика Сосновского в первые послевоенные годы показало, что растение крайне неприхотливо и может использоваться на корм скоту после силосования, т. е. после заквашивания / консервирования измельченной зеленой массы без доступа воздуха. Поскольку после войны остро стояла проблема восстановления поголовья скота, борщевик быстро нашел свое применение и начал «шествие» по стране.
Токсичность, живучесть и скорость распространения борщевика были установлены позже его внедрения в сельскохозяйственную практику, и время для сдерживания было упущено. Особенно активно борщевик проявил и проявляет себя в холодном и умеренном климате, в связи с чем Северо-запад России, а также территории Эстонии, Латвии, Литвы и Белоруссии, где борщевик начал культивироваться с 1947 года, оказались наиболее пострадавшими регионами.
Опасен сок борщевика; особенно — в солнечную погоду. При этом сок может попасть на кожу и в пасмурный день, и человек может этого и не заметить, но как только выйдет солнце, остатки сока на коже приведут к химическому ожогу. Это происходит из-за того, что сок содержит фуранокумарины — светочувствительные вещества, которые под воздействием ультрафиолета переходят в активную форму и поражают клетки кожи. Восстановление занимает длительный период; при этом на теле могут остаться следы ожогов. Поражение слизистых (глаза, рот и т. д.) может привести и к более серьезным последствиям для здоровья.
Из-за светочувствительности сока борщевика первым «антидотом» является даже не смыв яда водой, а изоляция пораженного места от света — нужно надежно укрыть часть тела непроницаемой материей — одеждой, тканью и т. д. И только потом, оказавшись в темном месте, необходимо окатить пораженное место водой с мылом. И даже после этих процедур рекомендуется пару дней исключить воздействие солнечных лучей на кожу. При любых подозрениях на контакт с ядом борщевика необходимо обращаться к врачу.
Помимо вреда для здоровья человека и животных, борщевик опасен и на экосистемном уровне. Он вытесняет другие растения, захватывает значительные территории, «разрезает» естественные биоценозы непролазными зарослями, выводит земли из сельхозоборота.
Бороться с борщевиком чрезвычайно трудно, но не невозможно. Существуют разные подходы: картирование зон произрастания и уничтожение растений до появления семян, выкапывание и сжигание корней, отрезание соцветий с семенами, точечное применение гербицидов общего действия, например, глифосфата, орошение горючей жидкостью и сжигание, перепахивание и дискование земли несколько раз за сезон, замещение другими растениями — например, посредством высева топинамбура, а также быстрорастущих растений с большим количеством семян, например, кострецами и бобовыми культурами (козлятник, галега). Также поверхность земли может быть укрыта светонепроницаемым материалом для подавления роста борщевика. Искусственно разводят борщевичную моль — единственного известного на сегодняшний день природного вредителя борщевика.
Главная проблема в победе над борщевиком — это бессистемность локальных инициатив. Справиться с борщевиком можно только на уровне макрорегионов при взаимной консолидации усилий многих муниципалитетов и регионов на протяжении нескольких лет. Так, в Прибалтике, где действуют национальные программы по борьбе с борщевиком, растение, по сути, уничтожено (говорить о полной «победе» применительно к такому живучему растению, видимо, невозможно, поэтому ведется постоянный мониторинг ситуации с целью недопустить возникновение новых очагов произрастания).
В 2019 году Госсовет Татарстана обратился в Правительство РФ с просьбой запустить Госпрограмму по борьбе с борщевиком. Обращение было поддержано и псковскими парламентариями.
Обобщение эстонского опыта борьбы с борщевиком. Скачать >>>